Thursday 19 November 2015

Osho on Patanjali

Патанджали – это большая редкость. Он просветленный человек, как Будда, Кришна, Христос, Махавира, Мухаммед, Заратустра, но он отличается от них в одном. Будда, Кришна, Махавира, Заратустра, Мухаммед – ни у кого из них нет научного подхода. Они являются великими основателями религий. Они изменили весь шаблон человеческого ума и его структуру, но их подход не является научным. 
Патанджали, он как Эйнштейн в мире будд. Он является феноменом. Он с легкостью мог бы получить Нобелевскую премию, как Эйнштейн, или Бор, или Макс Планк, или Хайзенберг. У него такой же подход, та же точка зрения, как у скрупулезного научного ума. Он не поэт, Кришна – поэт. Он не моралист, Махавира – моралист. По сути, он ученый, который думает в рамках закона. И он установил абсолютные законы человеческого существа, окончательную рабочую структуру человеческого ума и реальности.   
И если вы будете следовать Патанджали, вы узнаете, что он точен так же, как любая математическая формула. Просто делайте то, что он говорит, и результат случится. Результат просто должен случится, это как два плюс два равно четыре, это как если вы доведете воду до кипения при 100 градусах, и она испарится. Никакой веры не нужно, вы просто делаете это и знаете. Это нечто, что нужно сделать, чтобы узнать. Вот почему я говорю, что не существует сравнения: никогда на земле не существовал такой человек, как Патанджали.
Йога – это чистая наука. И в том, что касается йоги, Патанджали – самое великое имя. Этот человек – большая редкость, нет никого, кто мог бы сравниться с Патанджали. Впервые в истории человечества этот человек привел религию к статусу науки. Он сделал религию наукой; чистые законы, не требующие никакой веры.
Так называемая религия нуждается в верованиях. Нет никакой другой разницы между одной и другой религиями, разница только в верованиях. Мусульманин имеет определенные верования, индуисты – другие, христиане – другие. Разница – в верованиях. В йоге нет ничего, что касается верований; йога не говорит верить во что-либо. Йога говорит «получите опыт». Так же как и наука говорит «экспериментируйте», йога говорит «получите опыт». Провести эксперимент и получить опыт означает одно и то же; просто направления разные. Провести эксперимент означает, что есть что-то, что вы можете сделать снаружи; получить опыт означает, что есть что-то, что вы можете сделать внутри. Опыт – это внутренний эксперимент.
Наука говорит: «Не надо верить, сомневайтесь столько, сколько можете», но также говорит «не отрицайте», потому что отрицание – это тоже какой-то вид верования. Вы можете верить в бога, вы можете верить в концепцию, в которой бога нет. Вы можете сказать, что у бога фанатичный подход; вы можете сказать что-то совершенно противоположное, что бог не такой, с таким же фанатизмом. Атеисты, теисты – все они являются верующими, а вера – это не сфера для науки. Наука означает пройти через какой-то опыт, и для этого не нужна никакая вера.    
Osho, The Path of Yoga, Talk #1 


Патанджали, я называю его ученым всего религиозного мира, математиком мистики, логиком алогичного. В нем встречаются две противоположности. Если ученый читает йога сутры Патанджали, он сразу же понимает. Витгенштейн, логический ум, сразу почувствует родство с Патанджали. Он полностью логический. И если он ведет вас в направлении алогичного, он ведет такими логичными шагами, что вы никогда не поймете, где он оставил логику и вывел вас за ее пределы.
Он двигается как философ, мыслитель и делает такие тонкие разграничения, что в тот момент, когда он погружает вас в нирвачару, в не-созерцание, вы не сможете увидеть, когда этот прыжок случился. Он разделил этот прыжок на много маленьких шагов.    
С Патанджали вы никогда не почувствуете страха, потому что он знает, где вы его почувствуете. Он разделяет шаги еще и еще так, как будто вы почти двигаетесь по ровной земле. Он ведет вас так медленно, что вы не можете наблюдать, когда случился прыжок, когда вы пересекли границу. И еще он поэт, мистик – очень редкое сочетание.
Существуют такие мистики, как Тилопа, такие великие поэты, как риши из Упанишад, великие логики как Аристотель, но вы не сможете найти Патанджали. Он является таким сочетанием, что с его появлением нет никого, кто мог бы с ним сравниться. Очень легко быть поэтом, потому что вы состоите из одной части. Очень легко быть логиком – вы состоите из одной части. Почти невозможно быть Патанджали, потому что вы постигаете так много противоположностей – и он так гармонично и красиво их соединяет. Вот почему он стал альфой и омегой всей традиции йоги.
По сути дела, он не был тем, кто создал йогу; йога намного более древняя. Йога существовала много веков до появления Патанджали. Он не ее открыватель, но он почти стал открывателем и основателем просто из-за этой редкостной комбинации его личности. Много людей работало до него, и почти все было известно, но йога ждала Патанджали. И внезапно, когда Патанджали заговорил о ней, все повиновалось, и он стал ее основателем. Он не являлся основателем, но его личность – это такое сочетание противоположностей, он охватывает в себе столько необъятных элементов, он стал основателем, почти основателем. Теперь йога будет всегда ассоциироваться с Патанджали.   
 Osho, Yoga: The Mystery Beyond Mind, Talk #5 

No comments:

Post a Comment